"Звукознайка"

Педагог платных образовательных услуг Шутова Ольга Владимировна.
Педагог платных образовательных услуг
Шутова Ольга Владимировна

Структура индивидуальных занятий

Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в нее вносятся изменения. Предложенная структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии. Построение же отдельных занятий определяется, исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, от степени сложности речевого нарушения, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов. Логопедическое занятие направлено на развитие речевых и психомоторных функций и состоит из нескольких взаимосвязанных частей:

1. Оргмомент.

Релаксационные упражнения. Формирование пространственных представлений. Развитие слухового восприятия.

2. Развитие тонкой моторики пальцев рук.

Координация движений с речью.

3. Массаж или самомассаж.

4. Мимические упражнения.

5. Артикуляционная гимнастика.

Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.

6. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса.

Координация речи с движением. Преодоление нарушений слоговой структуры.

7. Постановка звуков (последовательность):

Свистящие С З Ц С’ З’

Шипящий Ш

Шипящий Ж

Шипящие Ч Щ

Сонор Л’

Сонор Л

Соноры Р Р’

Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие внимания и памяти.

8. Автоматизация звука в слогах.

9. Автоматизация звука в словах.

10. Автоматизация звука в словосочетаниях.

11. Автоматизация звука в предложениях.

12. Дифференциация звуков:

С-З, С-С’, С-Ц, С-Ш;

Ж-З, Ж-Ш;

Ч-С’, Ч-Т’, Ч-Щ;

Щ-С’, Щ-Т’, Щ-Ч, Щ-Ш;

Р-Л, Р-Р’, Р’-Л’, Р’-Й, Л’-Л;

13. Автоматизация звука в чистоговорках.

14. Автоматизация звука в загадках и стихах.

15. Автоматизация звука в самостоятельной речи

Программа занятий

Цель: выявление, устранение и профилактика задержки речевого развития детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия:

  • продолжать развивать внимание к неречевым звукам, совершенствовать умение различать их;
  • обучать различению звуковых сигналов, состоящих из 3-4 звуков;
  • воспитание слухоречевой памяти;
  • продолжать развивать внимание к ритмико-слоговой структуре слова;
  • воспитание зрительного внимания и памяти;
  • учить различать на слух существительные сходные по звучанию и отличающиеся одним звуком (бочка-точка, дом- ком);
  • формировать умение воспроизводить гласные звуки на основе восприятия беззвучной артикуляции.

Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков:

  •     формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и        длительного ротового выдоха (4-5 сек.);
  •     продолжать развитие речевого подражания, пение гласных, их слияний, слогов с согласными;
  •     развитие интонационной выразительности, ритмичности речи, модуляции голоса;
  •     воспитание правильного умеренного темпа речи (речь с движением);
  •     развитие эмоционально-выразительных жестов и мимики на основе подражательной деятельности;
  •     учить внятно произносить в словах гласные ( [а], [у], [и], [о], [э]) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: [п]-[б]-[т]-[д]-[к]-[г]-[ф]-[в]; [т]-[с]-[з]-[ц];
  •     подготавливать артикуляционный аппарат для уточнения и закрепления правильного произношения шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ];
  •     продолжать развивать органы артикуляционного аппарата посредством специального комплекса упражнений;
  •     развивать речевой слух. 

Содержание программы зависит от особенностей и возраста детей.

Содержание программы дополнительного образования условно разделено на четыре этапа, каждый из которых решает свои задачи:

I. Подготовительный этап

Задача:

Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия;

в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г) овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

д) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости массаж, кислородный коктейль).

II. Этап формирования произносительных умений и навыков

Задачи:

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

III. Этап совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа исинтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

IV. Этап развития внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие внимания и памяти.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie