"Звукознайка"
Структура индивидуальных занятий
Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в нее вносятся изменения. Предложенная структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии. Построение же отдельных занятий определяется, исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, от степени сложности речевого нарушения, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов. Логопедическое занятие направлено на развитие речевых и психомоторных функций и состоит из нескольких взаимосвязанных частей:
1. Оргмомент.
Релаксационные упражнения. Формирование пространственных представлений. Развитие слухового восприятия.
2. Развитие тонкой моторики пальцев рук.
Координация движений с речью.
3. Массаж или самомассаж.
4. Мимические упражнения.
5. Артикуляционная гимнастика.
Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.
6. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса.
Координация речи с движением. Преодоление нарушений слоговой структуры.
7. Постановка звуков (последовательность):
Свистящие С З Ц С’ З’
Шипящий Ш
Шипящий Ж
Шипящие Ч Щ
Сонор Л’
Сонор Л
Соноры Р Р’
Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие внимания и памяти.
8. Автоматизация звука в слогах.
9. Автоматизация звука в словах.
10. Автоматизация звука в словосочетаниях.
11. Автоматизация звука в предложениях.
12. Дифференциация звуков:
С-З, С-С’, С-Ц, С-Ш;
Ж-З, Ж-Ш;
Ч-С’, Ч-Т’, Ч-Щ;
Щ-С’, Щ-Т’, Щ-Ч, Щ-Ш;
Р-Л, Р-Р’, Р’-Л’, Р’-Й, Л’-Л;
13. Автоматизация звука в чистоговорках.
14. Автоматизация звука в загадках и стихах.
15. Автоматизация звука в самостоятельной речи
Программа занятий
Цель: выявление, устранение и профилактика задержки речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия:
- продолжать развивать внимание к неречевым звукам, совершенствовать умение различать их;
- обучать различению звуковых сигналов, состоящих из 3-4 звуков;
- воспитание слухоречевой памяти;
- продолжать развивать внимание к ритмико-слоговой структуре слова;
- воспитание зрительного внимания и памяти;
- учить различать на слух существительные сходные по звучанию и отличающиеся одним звуком (бочка-точка, дом- ком);
- формировать умение воспроизводить гласные звуки на основе восприятия беззвучной артикуляции.
Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков:
- формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного ротового выдоха (4-5 сек.);
- продолжать развитие речевого подражания, пение гласных, их слияний, слогов с согласными;
- развитие интонационной выразительности, ритмичности речи, модуляции голоса;
- воспитание правильного умеренного темпа речи (речь с движением);
- развитие эмоционально-выразительных жестов и мимики на основе подражательной деятельности;
- учить внятно произносить в словах гласные ( [а], [у], [и], [о], [э]) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: [п]-[б]-[т]-[д]-[к]-[г]-[ф]-[в]; [т]-[с]-[з]-[ц];
- подготавливать артикуляционный аппарат для уточнения и закрепления правильного произношения шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ];
- продолжать развивать органы артикуляционного аппарата посредством специального комплекса упражнений;
- развивать речевой слух.
Содержание программы зависит от особенностей и возраста детей.
Содержание программы дополнительного образования условно разделено на четыре этапа, каждый из которых решает свои задачи:
I. Подготовительный этап
Задача:
Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
г) овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
д) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости массаж, кислородный коктейль).
II. Этап формирования произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
III. Этап совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа исинтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Этап развития внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие внимания и памяти.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника